Sunday, 30 September 2012

Нейроэкономика: как формируется зависимость от шоппинга

Вы едите, когда нервничаете? Вы смотрите рекламу по телевизору? Вы идете в магазин, чтобы расслабиться? Тогда читайте, как фирмы манипулируют нашим сознанием!

Этот метод использовался очень давно, но научное объяснение получил только 10 лет назад, когда был открыт гормон глерин. Это гормоноподобное вещество вырабатывается в организме во время стресса, регулирует аппетит и тесно связано с формированием эмоций. Через влияние на выработку и обмен другого гормоноподобного вещества – дофамина -  глерин может участвовать в формировании зависимости. Эволюцонно эти вещества помогали выжить как отдельному организму, так и виду в целом. Одним из главных стрессорных факторов в животном мире является голод, поэтому глерин незаменим при поиске пищи. Во время процесса насыщения усиливается выработка дофамина, который еще называют гормоном хорошего настроение. То есть, когда мозг получает сигнал от желудка «я наелся», животному становится хорошо. Остается еще добавить, что, если организм голоден, то мозг подсознательно выбирает самые калорийные продукты, даже, если у них отвратительный вкус.

Точно такие же процессы работают и в человеческом организме. К сожалению, эти базовые биологические потребности широко и постоянно используют фирмы, формируя у потребителей зависимость от процесса покупок.

Схема очень проста и действует безотказно.
Начнем со стресса – пускового механизма всей этой цепочки. Как легче всего загнать человека в состояние стресса? Правильно, покажите ему новости или фильм ужасов! Не смейтесь, пожалуйста, это очень серьезно. Почему, вы думаете, американское телевидение завалено всякими реалити-шоу, где люди ругаются, дерутся, бьются машины, падают самолеты? Почему сейчас так популярны фильмы ужасов? То на Америку метеорит летит, то у них послезавтра, то атака зомби… Во все эти передачи очень разборчиво вставляется реклама, например, МакДональдса. То есть цепочка «Голод – поел – хорошо» заменяется на «Стресс – поел – хорошо». Теперь вспомним дофамин, гормон хорошего настроения и зависимости. Как ни странно, дофамин не различает, зависимость от чего именно он вызывает, главное, чтобы были положительные эмоции. Зависимость может возникнуть от чего угодно: наркотическая, игровая, табачная, всего не перечислить. Когда процессы идут на гормональном уровне, сознание в этом практически не участвует. Что получается, если в фильм ужасов вместо рекламы еды вставить рекламу, допустим, нового смартфона? То же самое, только человек кинется не к холодильнику, а в магазин. Существует целая наука нейроэкономика, которая изучает, на какие биологические кнопки лучше нажать, чтобы сформировать зависимость от шоппинга.

За результатами далеко ходить не надо, достаточно посмотреть на современное общество потребителей. В промышленно развитых странах многие люди страдают ожирением. Причин этому много, но одна из основных – применение нейроэкономики. Другой очень показательный пример – так называемый синдром забарахливания. В России он встречается редко и считается психическим расстройством, а на Западе – сплошь и рядом. Люди забивают дом барахлом: упаковками салфеток, одноразовой посудой, полиэтиленовыми пакетами, одеждой, газетами… Иногда врачам скорой помощи приходится вызывать пожарных, чтобы те помогли им расчистить проход в комнату больного. Усиленно рекламируется шоппинг как способ расслабиться или провести время. Никто не задается вопросом – а нужны ли им десять открывашек для кока-колы или экзотический мексиканский соус. Может быть, этот соус будет годами стоять на кухне, но результат достигнут – продукт куплен.

В конце – совсем немного цифр.
Около трети всего населения (промышленно развитых стран) склонны к «заеданию стресса». Нейроэкономика действует на этих людей в 100% случаев. Еще около 50% людей едят или ходят в магазин «за компанию». Рекламу по телевизору смотрят все. Грустная ситуация получается…

Единственное, что можно сделать в этой ситуации -  пожалуйста, осознавайте, что вы едите и что покупаете, а главное – почему и зачем. Особенно, если дело касается рекламы.

No comments:

Post a Comment

The blog is bilingual!

Posts in English is labeled "English," see "Labels" on the left (they are different from the Russian posts)

Посты на русском языке отмечен
ы словом Russian, см Lables слева (могут отличаться от постов на английском языке)